АВОК-ПРЕСС

НАЧАЛО ЭПОХИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АРХИТЕКТУРЕ Х ай-тек ознаменовал начало эпохи новых технологий в архитектуре, и, на- верное, самым ярким свидетельством этому стал завершившийся 50 лет назад конкурс и принятое в Париже решение о строительстве Нацио- нального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду на площади Бобур. На международный конкурс представили 681 проект архитекторы из 49 стран. Победу одержали британец Ричард Роджерс и итальянец Ренцо Пьяно. Построй- ка же стала самой скандальной и парадоксальной до сегодняшнего дня версией взаимодействия архитектурной формы и инженерных систем. Вывернутые на фасад инженерные системы впервые столь вызывающе были представлены как основа образа здания. Не правда ли, вспоминается легенда о парижских манекенах Сальвадора Дали? Прозрачные тела с имитацией сосудов и внутренних органов из пластика, за- полненные цветными чернилами, – начало скандальной известности мэтра сюр- реализма. Глядя сегодня на здание центра, можно увидеть некую закономерность в сочетании метрического ритма фасадов стеклянного параллелепипеда и синкопированного ритма труб коммуникаций и тоннелей лифтов и эскалато- ров. Дополняли картину цветовые партии: арматура – белый цвет, вентиля- ция – синий, электропроводка – желтый, водопровод – зеленый, эскалатор и лифты – красный. Пара «архитектура и инженерная структура» явно поменялись традиционными местами в «наполнении» образа комплекса. Неоднозначно принятый Центр Помпиду, названный в честь инициатора и вдохновителя его создания президента Франции Ж. Помпиду, стал историческим прецедентом выдающейся роли инженерных коммуникаций в архитектурном образе. Можно высказать предположение, что принцип синкопированного ритма впол- не может быть и в будущем применен в архитектуре посредством дифференции поверхности форм и ритмических построений инженерных систем. Развивавшийся хай-тек, у истоков которого стоит «подобие нефтепере- гонного завода» Центра Помпиду, все изящнее прячет инженерные системы в эстетствующие оболочки материалов и форм. При этом техническое отсту- пает на второй план в общем художественном замысле. Таков построенный в 1986 году по проекту Р. Роджерса Центр Ллойда. Инженерные технологии становятся искусством невидимого, подчеркивая стерильную красоту роско- ши минимализма или богатство имитаций неоклассики. Словно устыдившись наготы, архитектура прячет коммуникации в фальшивые потолки, закрывает их в шка- фах и за ширмами. Это представляется есте- ственным, но не всегда удачным. Архитектурный образ – теперь полностью слагаемое форм и пространств, поглотивших инженерные «сосуды и органы». Создание устойчивой экологичной архитектуры Следующим этапом взаимодействия инже- нерных систем и архитектурных форм можно считать этап структурного влияния систем на формо-пространственные решения зданий. Этот процесс строится на сочетании двух на- правлений: включение элементов инженерных систем в образную структуру и форму здания и модификация форм, определяемая требова- ниями решения инженерных задач. HTTPS://WWW.ABOK.RU/ 5 Инженерные технологии становятся искусством невидимого, подчеркивая стерильную красоту роскоши минимализма или богатство имитаций неоклассики ,, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду

RkJQdWJsaXNoZXIy NjUxMDE=